14.4. Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами

Обращение с радиоактивными отходами (РАО) является одной из наиболее сложных технико-экономических и социально-экологических проблем России.

В России накоплено около 1,5·109 Ku РАО и 4,7·109 Ku отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), из них около 7·108 Ku сосредоточены в водоемах и бассейнах, в том числе напрямую связанных с гидрографическими системами. Более 5,7·108 Ku высокоактивных жидких отходов хранятся в емкостях, большая часть которых выработала свой ресурс. На плавучих базах и береговых хранилищах складировано ~ 3,3·104 Ku РАО и 3,2·107 Ku отработавшего топлива, технические условия их хранения близки к аварийным. На территориях добывающих и перерабатывающих предприятий накоплено ~1·108 куб. м отходов суммарной активностью 1,8·105 Ku. Большая часть РАО образуется и хранится на предприятиях Минатома и Минобороны Российской Федерации.

Вместе с тем в технических, научных и лечебных целях широко используются радионуклиды, в том числе источники ионизирующих излучений (ИИИ). В настоящее время в эксплуатации находится около 400 тысяч таких источников. Объекты, их использующие, как правило, находятся на селитебных территориях и относятся к различным формам собственности.

В сложившихся экономических и правовых условиях проблема «малых» активностей оказывается чрезвычайно актуальной ввиду высокой вероятности нештатных ситуаций и радиационного воздействия на промперсонал и население.

Обезвреживание этих отходов осуществляется системой специализированных комбинатов «Радон», на которых уже захоронено 2·106 Ku.

Разработка научно-обоснованной технической политики обращения с РАО практически начала осуществляться с конца 80-х годов. Итогом разработки стала программа «Экологически безопасная локализация радиоактивных отходов на период 1991-1995 гг. и на перспективу до 2005 г.». К моменту формирования программы система учета РАО только отлаживалась. В ней отсутствуют количественные характеристики накопленных и образующихся РАО. Как следствие — отсутствие конкретных сведений о технических возможностях и требуемых технологиях их переработки и локализации.

Концепция безопасной локализации, сформулированная в программе, провозглашает перевод всех отходов в устойчивое твердое состояние, создание временных хранилищ, гарантирующих нерапространение радионуклидов и возможность их передачи на захоронение, создание могильников, обеспечивающих защиту биосферы на весь срок потенциальной опасности, разработку малоотходных технологий, обеспечение мониторинга и контроля за полным циклом обращения с РАО.

Сложность и масштабность предлагаемых мероприятий потребовала повышения статуса программы.

Решением правительства РФ в 1993 г. была создана комиссия по комплексному решению проблем обращения с РАО. В ее компетенцию вошло рассмотрение и подготовка предложений по организации работ отраслей, обеспечивающих обращение с РАО, повышению эффективности контроля и надзора. Ей в первоочередном порядке поручалась разработка федеральной целевой программы по обращению с РАО и ОЯТ, а также перечня первоочередных нормативных актов по обеспечению радиационной безопасности в этой сфере деятельности.

Еще до утверждения федеральной программы правительство РФ приняло постановление о первоочередных работах по обращению с РАО. В их числе значилось:

  • разработка общей концепции нормативных актов, определяющих единый порядок обращения с РАО;
  • создание банка данных по местам захоронения и кадастра загрязненных территорий;
  • разработка концепции и методологии комплексного экологического мониторинга;
  • разработка методологии многофакторного прогнозирования последствий захоронения РАО в недрах;
  • обоснование перспектив создания региональных хранилищ.

Были определены конкретные первоочередные мероприятия, что способствовало подготовке Федеральной целевой программы «Обращение в радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 гг». В 1995 г. было принято постановление правительства РФ, которым эта программа утверждалась.

Целевое назначение программы направлено на комплексное решение проблем обращения с РАО и ОЯМ, основанное на замкнутом ядерно-топливном цикле, включая формирование нормативно-правовой базы, разработку технологий и изготовление технических средств для обеспечения сбора, переработки, временного хранения, утилизации и транспортировки, а также создание сооружений для изоляции при длительном хранении и захоронении. Планируемое длительное хранение (прерывание замкнутого ядерно-топливного цикла) облегчает общую ситуацию с точки зрения реального решения проблем накопленных РАО. В программе впервые представлено реальное состояние проблемы и сделан вывод, что накопленные некондиционированные РАО при недостатке технических средств, отсутствии надежных хранилищ представляют реальную угрозу радиоактивного загрязнения окружающей среды, переоблучения населения и риска радиационных аварий.

В долгосрочном плане концепция обращения с РАО предполагает обеспечение радиационно-миграционного баланса извлекаемых для использования природных активностей и образующихся в результате промышленной деятельности радионуклидов. Радиационно-миграционный баланс подразумевает эквивалентность воздействия исходных (природных) радиоактивных материалов и РАО с учетом их подвижности в природных условиях.

Его обеспечение предполагается достигнуть путем:

  • длительной контролируемой выдержки РАО перед окончательным захоронением;
  • отделением топливных компонент из РАО путем химической переработки;
  • полезным использованием переработанных радионуклидов;
  • трансмутацией долгоживущих РАО;
  • экологически приемлемыми методами хранения и захоронения.

В ряде зарубежных стран созданы специально уполномоченные организации (правительственный орган, государственная или частная компания), ответственные за обращение с радиоактивными отходами, включая их захоронение. Компетенции этих организаций закреплены законом, и они обладают достаточными материальными ресурсами. Такими организациями являются: ONDRAF/NIRAS (Бельгия), NIREX (Великобритания), ENRESA (Испания), COVRA (Нидерланды), ANDRA (Франция), NAGRA/CEDra (Швейцария), SKB (Швеция). В большинстве стран принят фундаментальный принцип материальной (финансовой) ответственности производителей радиоактивных отходов за безопасность на всех этапах обращения с ними, вплоть до захоронения. Указанный принцип предопределяет механизм регулирования количеств образующихся РАО, требуемого с ними обращения и наличия необходимых материальных средств у организаций. Международный опыт показал необходимость ведения государственного кадастра (регистра) радиоактивных отходов, который используется компетентными властями для надзора и контроля над РАО. Обращение с радиоактивными отходами является лишь одной из частей ядерного энергетического цикла и не может рассматриваться изолированно от процесса их образования и накопления. Поэтому при разработке и реализации государственной политики зарубежные страны применяют интегральные технические решения. Как правило, государственная политика определяет приемлемую для страны стратегию и реализуется на основе долгосрочных государственных программ.

В связи с масштабами накопления и длительными сроками распада радионуклидов необходим системный подход к проблеме обращения с РАО.

Законодательство в области обращения с РАО должно регулировать проблемы, связанные с:

  • сбором РАО, временным хранением и подготовкой их к передаче в специализированные организации, транспортированием РАО, с хранением и (или) захоронением РАО;
  • выбором площадок для хранения и (или) захоронения РАО;
  • разработкой технологий, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией установок, систем, оборудования, объектов, производств в области обращения с РАО;
  • осуществлением радиационного контроля (РК) за состоянием окружающей среды.

Обращение с РАО должно осуществляться на основании принципов:

  • разграничения полномочий органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области обращения с РАО и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование и надзор за обеспечением радиационной безопасности в области обращения с РАО;
  • участия граждан и общественных объединений в решении проблем РБ при обращении с РАО;
  • гласности в области обращения с РАО.
  • Предусматривается два способа локализации отходов в специально предназначенных хранилищах, как конечного этапа деятельности, приводящей к образованию РАО:
  • хранение — размещение с намерением последующего их извлечения;
  • захоронение — без намерения последующего извлечения.

Оговорены принципиально значимые условия обоих способов локализации. Регламентирующим требованием является установка на захоронение РАО только государственными организациями и в недрах, не подлежащих приватизации.

В числе законодательных принципов провозглашается разделение эксплуатирующих органов и органов, осуществляющих обращение с РАО, для управления которыми предусмотрено создание федеральной структуры.

Эти принципы заложены в проект федерального закона «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами». В проекте этого закона к РАО относятся вещества в любом агрегатном состоянии, в том числе материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами. Он предусматривает деление отходов на высоко-, средне- и низкоактивные.

Важными разделами проекта закона являются те, в которых сформулированы принципы государственной и технической политики обращения с РАО. Основополагающим принципом государственной политики провозглашается приоритет охраны жизни и здоровья человека, а также окружающей среды от вредного воздействия РАО. Целью технической политики устанавливается минимизация образования радиоактивных отходов в технологических процессах и ограничение их поступления в окружающую среду посредством обеспечения надежной изоляции. Однако к настоящему времени закон «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами» не принят.