14.3. Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» принят в 1995 году, его первоначальные разработки относятся к концу 80-х годов. Содержание закона не ограничивается проблемами атомной энергии в узком смысле. Ряд положений распространяются на основополагающие аспекты обращения с ядерными и радиоактивными материалами. Вместе с тем его содержание не направлено на регулирование всех конкретных аспектов деятельности и в таком качестве закон может рассматриваться как «рамочный».

Комплекс проблем обращения с ядерными и радиоактивными материалами — их наличием, образованием, использованием, сбором, регистрацией и учетом, транспортировкой и хранением, физической защитой, нормированием провозглашен предметом государственной политики.Хранение или захоронение РАО, согласно Закону, должны предусматриваться в качестве обязательного этапа любого цикла ядерной технологии. Хранение РАО рассматривается в качестве этапа подготовки их к захоронению. Законодательно гарантируются исполнительные органы Государственного регулирования ядерной, радиационной и других видов безопасности в области использования атомной энергии, действующих на основе бюджетного финансирования при условии разделения их полномочий с эксплуатирующими органами. Закон определяетправовые требования к органам государственного контроля, учета и управления при условии их дифференцирования. Регулирование безопасности подразумевает разработку и утверждение соответствующих норм и правил, лицензирование и надзор за деятельностью радиационно- и ядерно-опасных объектов.

Непосредственно с проблемами радиационной безопасности коррелируют вопросы социальной защиты промперсонала и населения. Закон содержит статьи, предусматривающие компенсацию ущерба, обусловленного авариями и риском радиационного воздействия. Определены механизмы компенсации риска. Соответствующие категории граждан подлежат обязательному бесплатному страхованию за счет средств собственников радиационно- и ядерноопасных объектов.

Проблемы безопасности и социальной защиты в существенной мере определяются отношениями собственности. Согласно Закону, ядерные материалы являются государственной собственностью (!). Радиоактивные материалы, не имеющие оборонного значения и применяемые в народном хозяйстве, медицине, науке могут принадлежать лицам без ограничений по форме собственности. Это предопределяет проблему увеличения радиационного риска. Для обеспечения необходимых гарантий Закон устанавливает обязанности исполнения правил, утверждаемых правительством РФ для всех категорий пользователей.

Закон содержит 16 глав, в их числе:

Общие положения, которые провозглашают основным принципом правового регулирования в области использования атомной энергии — обеспечение радиационной безопасности граждан, населения и окружающей среды. Объектами применения Закона являются ядерные установки, другие источники радиационного воздействия, пункты хранения ядерных и радиоактивных веществ, ядерные и радиоактивные материалы, радиоактивные отходы. Действие Закона не распространяется на объекты с активностью или интенсивностью ионизирующих излучений менее установленных федеральных норм. Законом устанавливается, что нормы и правила в области использования атомной энергии разрабатываются и утверждаются в порядке установленном Правительством РФ. Утвержденные нормы и правила обязательны для исполнения.

Во второй главе установлены полномочия органов государственной власти РФ по использованию атомной энергии. В ней оговорены виды деятельности в указанной области, а также права собственности на ядерные и радиоактивные материалы и установки.

В федеральной собственности находятся все ядерные материалы, радиоактивные отходы их содержащие, а также имеющие оборонное назначение ядерные установки, радиационные источники и пункты их хранения. В том числе и АЭС.

В четвертой главе Закона сформулированы положения о государственном управлении использования атомной энергии. В частности в компетенцию государственных органов включены: контроль за соблюдение требований государственных стандартов, правила метрологии и сертификации за радиационной обстановкой, учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Шестая глава регламентирует государственное регулирование безопасностью при использовании атомной энергии. Регулирование безопасностью предусматривает деятельность специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленных на:

  • разработку и введение в действие норм и правил;
  • выдачу лицензий на право ведения работ;
  • осуществление надзора за безопасностью;
  • проведение экспертизы и инспекций;
  • контроль над мероприятиями по защите работников объектов атомной энергетики, населения и окружающей среды в случае аварии.

Органы, осуществляющие регулирование безопасности независимы от других государственных органов, а также от эксплуатирующих организаций. Для реализации своих функций контрольные органы наделены соответствующими полномочиями.

В десятой главе Закон особо оговаривает требования обращения с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами. Государственная политика в этой области предусматривает комплексное решение проблем нормирования, получения, образования, физической защиты, сбора, регистрации и учета транспортировки и хранения.

Двенадцатая и тринадцатая главы устанавливают ответственность за убытки и вред причиненный радиационным воздействием, а также за нарушения требований настоящего Закона. В качестве существенной поправки к действующему закону установлено, что на каждый вид экспортно-импортной деятельности в области атомной энергии требуется разработка и утверждение отдельного законодательного акта.