В условиях широкого применения ядерных и радиоактивных материалов в различных сферах деятельности проблемы обеспечения радиационной безопасности приобрели первостепенное значение.
Понятие радиационной безопасности определяется как состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного для здоровья воздействия ионизирующих излучений.
Культура радиационной безопасности предполагает установление таких технологических, экономических и нормативно-правовых порядков, которые работали бы на ее обеспечение, а не против нее. В правовом плане основополагающим актом, направленным на обеспечение радиационной безопасности населения, является соответствующий федеральный закон «О радиационной безопасности», принятый в 1995 году.
Основной количественной характеристикой радиационного воздействия устанавливается риск вероятность возникновения вредного эффекта, обусловленного облучением. В качестве принципов обеспечения радиационной безопасности при использовании радиоактивных материалов выдвинуты:
Понятия «польза» и «вред» содержательно законом не определены. На практике они сводятся к экономическому толкованию. Эти критерии для общества, юридического и физического субъекта могут быть противоречивыми. Положение об оптимизации социально-экономических факторов требуют нормативной конкретизации.
Закон устанавливает гигиенические нормативы для населения и промперсонала на основе предельных текущих и накопленных доз, обусловленных техногенным воздействием:
Законодательно установленная система показателей, оценивающих радиационную безопасность населения, включает:
Закон содержит 9 глав, 31 статью.
В первой главе изложены общие положения, включающие основные понятия, принципы обеспечения радиационной безопасности, нормы и правила ее обеспечения и оценку состояния. В ней раскрыто, что обеспечение радиационной безопасности включает:
В главе 2 закон устанавливает государственное регулирование в области обеспечения радиационной безопасности.
Главы 4 и 5 определяют общие требования и требования при авариях по обеспечению радиационной безопасности.
Глава 7 предусматривает ответственность за невыполнение требований радиационной безопасности.
Закон принимался в условиях, при которых оптимизация радиационной защиты населения только создавалась, ее первые методологические редакции были сформулированы в тот же период времени. При этом требовалось:
Первоначально провозглашенным принципом вмешательства был принцип ALARA концепция практически достижимого минимума риска, который частично сохранился в законодательных актах ряда европейских стран. Альтернативный подход (ALARA) основан на концепции «взвешивания» пользы защитных мер и вреда радиационного воздействия с учетом социальных и экономических факторов. Основы методики оптимизации изложены в 26 и 37 публикациях МКРЗ. Мероприятие, связанное с риском, считается оправданным, если чистый экономический эффект полученный от него, является положительным:
Необходимость учета социально-экономических факторов провозглашается в концепции радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения РФ, подвергшегося аварийному облучению
Вместе с тем, согласно выводам МКРЗ, если обеспечена радиационная защита человека, то считаются защищенными на популяционном уровне и другие виды. На этом положении, а также на беспороговой концепции радиационного стохастического воздействия основана стратегия всех разрабатываемых в нашей стране нормативно-правовых документов, начиная с закона РФ «О радиационной безопасности населения».
Законы, входящие в пакте «атомного законодательства» не оговаривают конкретные меры за их нарушение, т.е. в этом смысле они не являются законами прямого действия. Соответствующие меры предусмотрены по наиболее значимым нарушениям Уголовным кодексом РФ. В их числе:
Уголовной ответственности подлежат действия, перечисленные в указанных статьях, совершенные как по умыслу, так и по неосторожности. Меры наказания в зависимости от тяжести преступления предусматривают штраф, либо лишение свободы.