14.5. Проблемы и принципы обеспечения радиационной безопасности

В условиях широкого применения ядерных и радиоактивных материалов в различных сферах деятельности проблемы обеспечения радиационной безопасности приобрели первостепенное значение.

Понятие радиационной безопасности определяется как состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного для здоровья воздействия ионизирующих излучений.

Культура радиационной безопасности предполагает установление таких технологических, экономических и нормативно-правовых порядков, которые работали бы на ее обеспечение, а не против нее. В правовом плане основополагающим актом, направленным на обеспечение радиационной безопасности населения, является соответствующий федеральный закон «О радиационной безопасности», принятый в 1995 году.

Основной количественной характеристикой радиационного воздействия устанавливается риск — вероятность возникновения вредного эффекта, обусловленного облучением. В качестве принципов обеспечения радиационной безопасности при использовании радиоактивных материалов выдвинуты:

  • обоснование деятельности, превышение пользы от нее по сравнению с риском возможного вреда для человека и общества;
  • оптимизация деятельности, поддержание на возможно низком уровне индивидуальных и коллективных доз с учетом социально-экономических факторов;
  • нормирование деятельности, непревышение при облучении установленных пределов дозы.

Понятия «польза» и «вред» содержательно законом не определены. На практике они сводятся к экономическому толкованию. Эти критерии для общества, юридического и физического субъекта могут быть противоречивыми. Положение об оптимизации социально-экономических факторов требуют нормативной конкретизации.

Закон устанавливает гигиенические нормативы для населения и промперсонала на основе предельных текущих и накопленных доз, обусловленных техногенным воздействием:

  • для населения — 1 мЗв/год или 7 сЗв за 70 лет;
  • для профессионалов — 2 сЗв/год или 1 Зв за 50 лет.

Законодательно установленная система показателей, оценивающих радиационную безопасность населения, включает:

  • достаточность мер обеспечения радиационной безопасности, выполнения норм, правил и гигиенических нормативов;
  • вероятность радиационных аварий, их масштабы, степень готовности к ликвидации аварий и их последствий;
  • характеристику радиоактивного загрязнения окружающей среды;
  • индивидуальные дозы облучения и контингент облучения населения.

Закон содержит 9 глав, 31 статью.

В первой главе изложены общие положения, включающие основные понятия, принципы обеспечения радиационной безопасности, нормы и правила ее обеспечения и оценку состояния. В ней раскрыто, что обеспечение радиационной безопасности включает:

  • систему государственного нормирования;
  • проведение мероприятий по соблюдению установленных норм и правил;
  • ответственность физических и юридических лиц за нарушение требований радиационной безопасности;
  • государственное регулирование, надзор и контроль;
  • производственный и общественный контроль;
  • осуществление медико-профилактических мероприятий;
  • информация и обучение населения.

В главе 2 закон устанавливает государственное регулирование в области обеспечения радиационной безопасности.

Главы 4 и 5 определяют общие требования и требования при авариях по обеспечению радиационной безопасности.

Глава 7 предусматривает ответственность за невыполнение требований радиационной безопасности.

Закон принимался в условиях, при которых оптимизация радиационной защиты населения только создавалась, ее первые методологические редакции были сформулированы в тот же период времени. При этом требовалось:

  • предложить к использованию обобщенные натурные показатели риска;
  • рекомендовать экономические параметры его оптимизации;
  • определить цену риска, с учетом дисконтирования и инфляции;
  • сформулировать предложения по практическому использованию разрабатываемой методологии.

Первоначально провозглашенным принципом вмешательства был принцип ALARA — концепция практически достижимого минимума риска, который частично сохранился в законодательных актах ряда европейских стран. Альтернативный подход (ALARA) основан на концепции «взвешивания» пользы защитных мер и вреда радиационного воздействия с учетом социальных и экономических факторов. Основы методики оптимизации изложены в 26 и 37 публикациях МКРЗ. Мероприятие, связанное с риском, считается оправданным, если чистый экономический эффект полученный от него, является положительным:

Необходимость учета социально-экономических факторов провозглашается в концепции радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения РФ, подвергшегося аварийному облучению

Вместе с тем, согласно выводам МКРЗ, если обеспечена радиационная защита человека, то считаются защищенными на популяционном уровне и другие виды. На этом положении, а также на беспороговой концепции радиационного стохастического воздействия основана стратегия всех разрабатываемых в нашей стране нормативно-правовых документов, начиная с закона РФ «О радиационной безопасности населения».

Законы, входящие в пакте «атомного законодательства» не оговаривают конкретные меры за их нарушение, т.е. в этом смысле они не являются законами прямого действия. Соответствующие меры предусмотрены по наиболее значимым нарушениям Уголовным кодексом РФ. В их числе:

  • статья 215 — за нарушение безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное загрязнение окружающей среды;
  • статья 246 — за нарушение правил охраны окружающей среды применительно к объектам атомной промышленности предусматривается ответственность и по не специфическим последствиям их деятельности:
  • статья 247 — за производство, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение с радиоактивными…. химическими веществами и отходами с нарушением установленных правил, в том числе при отягощающих обстоятельствах, повлекших вред здоровью человека, массовую гибель животных или экологические бедствия;
  • статья 220 — за незаконное приобретение, передачу или разрушение радиоактивных материалов;
  • статья 221 — за хищения либо вымогательство радиоактивных мат6риалов, в том числе при отягощающих обстоятельствах, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, неоднократно, с использованием служебного положения, с применением насилия, лицами, судимыми ранее за аналогичные преступления.

Уголовной ответственности подлежат действия, перечисленные в указанных статьях, совершенные как по умыслу, так и по неосторожности. Меры наказания в зависимости от тяжести преступления предусматривают штраф, либо лишение свободы.