14.1. Принципы формирования законодательно правовой базы природопользования

В ХХ веке возникла реальная угроза будущим поколениям человечества, обусловленная разрушительным техногенным воздействием на экосистемы. Осознание этого факта послужило основой формирования концептуальных документов и конкретных программ международного и федерального уровней, направленных на обеспечение устойчивого развития общества. В 1982 г. Международная комиссия по окружающей среде и развитию предложила концепцию устойчивого развития, которая получила всемирную поддержку. На глобальном уровне экологические проблемы разрешимы лишь при условии совместных действий мирового сообщества.Решения, принятые на конференциях ООН по окружающей среде — Рио-де-Жанейро (1992г.), Токио (1997г.) — заложили основы международного сотрудничества в этой области.

Устойчивость развития в современных условиях предполагает сбалансированное решение социально-экономических проблем и сохранение природных ресурсов по принципу «золотого треугольника»:

  • эффективную рыночную экономику;
  • распределение производимой продукции с учетом интересов населения в целом;
  • сохранение природных ресурсов будущим поколениям.

Обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и ее охрана являются неотъемлемыми функциями государства. Общепринятые принципы и нормы международного права в этой области являются составной частью правовой системы страны. В числе этих принципов необходимо отметить следующие:

  • принцип безусловного примата безопасности, как важнейшего элемента качества жизни;
  • принцип приемлемого риска, оправдывающий нижний предел допустимой безопасности и верхний предел риска на основе социально-экономической оптимизации;
  • приоритет социального эффекта по отношению к экономическому;
  • принцип компромисса между поколениями, предполагающий более высокую оценку ущерба, наносимого чрезвычайными ситуациями будущим поколениям.

Последний принцип требует согласования с экономической теорией дисконтирования затрат, согласно которой сегодняшняя денежная единица ценится дороже (ввиду потенциальной прибыли), чем завтрашняя.

Для оптимизации практической деятельности государства создаются теоретические обоснования экологической безопасности, что позволяет сформировать стратегию устойчивого развития. Эта стратегия включает:

  • оценку хозяйственной емкости экосистем и допускаемого на них антропогенного воздействия;
  • разработку системы управления и стимулирования природоохранной деятельности, обоснование пределов ответственности за экологические нарушения, способных разрешить социально-экологические конфликты;
  • создание правовой системы, предусматривающей, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
  • экологическое воспитание и просвещение граждан и юридических лиц.

Действующая нормативно-правовая база построена по иерархической трехуровневой схеме.

В нашей стране в 1992 г. были приняты законы РФ «Об охране окружающей природной среды» и «О безопасности». В 1996 г. указом Президента России утверждена концепция перехода России к устойчивому развитию. В правовом отношении названные документы совместно с другими нормативно-правовыми актами призваны регулировать отношения между юридическими лицами — природопользователями, осуществляющими хозяйственную деятельность, органами власти государственного управления, контроля и надзора, а также гражданами.

Согласно закону «Об охране окружающей среды» стратегия устойчивого развития реализуется через систему экологических требований и запретов к организации и ведению хозяйственной и иной деятельности, созданию и использованию технологий, оборудования и продукции, отраженных в нормах качества окружающей среды, нормативах и правилах природопользования: территориальных и производственных нормативах использования (изъятия) природных ресурсов и территориальных и производственных нормативах воздействия на окружающую среду.

Учет экологических требований ведет к необходимости специальных правил подготовки решений, определяющих и обосновывающих социально-экономическое развитие общества. В систему подготовки и принятия решений включаются процедуры оценки воздействия на окружающую средугосударственной экологической экспертизы и лицензирования природопользования. Получение права на комплексное природопользование означает согласие всех субъектов правоотношений на реализацию проекта хозяйственной и иной деятельности на экологических условиях, предъявляемых государственными органами исполнительной власти.

Законом «Об охране окружающей среды» впервые вводится понятие норм качества окружающей среды, соблюдение которых обеспечивает сохранение здоровья и условий жизнедеятельности человека, генетического фонда, охрану растительного и животного мира.

В целях учета экологических требований при подготовке и принятии решений, обосновывающих развитие хозяйственной и иной деятельности, природопользователю необходимо выполнить следующие обязательные процедуры:

  • провести оценку воздействия на окружающую среду при подготовке документации, обосновывающей намеченную деятельность;
  • представить эту документацию на государственную экологическую экспертизу;
  • получить право на комплексное природопользование, как результат согласия на реализацию хозяйственной и иной деятельности на тех или иных экологических условиях.

Выполнение экологических требований контролируется органами государственной власти, управления и контроля. При этом каждый природопользователь должен вносить установленные законодательством налоги, сборы и другие платежи за природопользование.

Контроль за выполнением экологических условий и требований в системе управления природопользованием является обязательной функцией государственных органов, ответственных за качество природных компонентов и окружающей среды, устойчивое социально-экономическое развитие и обеспечение экологической безопасности. В случае нарушения законодательно установленных экологических требований природопользователь несет ответственность в судебном порядке.

Структура федерального закона «Об охране окружающей среды» включает 15 разделов, в числе которых:

1. Общие положения, статья 7 которых оговаривает компетенции специально уполномоченных органов РФ в области окружающей среды.

3. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

4. Нормативные качества окружающей природной среды, в том числе согласно статье 29 — нормирование предельно допустимого радиационного воздействия.

5. Государственная экологическая экспертиза.

6. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, включая, согласно статье 50, экологические требования при использовании радиоактивных материалов.

10. Экологический контроль.

13. Ответственность за экологические правонарушения.